Уровень деловой активности на рынке плоского проката Восточной Азии остается низким

Уровень деловой активности на рынке плоского проката Восточной Азии остается низким

Прошло уже больше двух месяцев со времени катастрофического землетрясения и аварии на АЭС `Фукусима-1` в Японии, однако экономика страны еще не оправилась от этого удара. Наибольшие потери продолжает нести автомобильная промышленность, на которую приходится около 30% национального потребления стальной продукции.
В апреле объемы продаж автомобилей в Японии упали до самого низкого уровня за все время пока собирается эта статистика. Мощности автозаводов загружены в среднем на 50% из-за хронической нехватки комплектующих. Корпорация Toyota сообщает, что в июне намерена увеличить этот показатель до 70% от февральского уровня, но полного восстановления, возможно, придется ждать до конца года. Nissan настроена более оптимистично, планируя полное преодоление всех последствий катастрофы к октябрю.
Так или иначе, спрос на стальную продукцию, прежде всего, листовой прокат в Японии значительно сократился. Корпорация Nippon Steel заявила о намерении уменьшить объем выплавки стали во втором квартале на 8% по сравнению с предыдущим месячным периодом. Все основные производители в последние несколько недель сократили выпуск плоского проката, переориентировав мощности на изготовление балок, свай и другой продукции строительного назначения, но и на нее сейчас спрос недостаточно высок. Восстановительные работы, которые, как ожидалось, начнутся уже в мае, откладываются на все более поздний срок, практически не ведется строительство и временного жилья для людей, лишившихся крова 11 марта или отселенных из окрестностей аварийной атомной станции.
Слабость рынка стали тянет цены на прокат вниз, однако металлурги не склонны уступать из-за высокого уровня затрат. Стоимость железной руды и коксующегося угля прибавила во втором квартале более 30% и, скорее всего, не претерпит особых изменений в июле. Ведущие японские корпорации планировали повысить цены на плоский прокат в апреле на 20 тыс. иен за т, реально добились увеличения цены на 5 тыс. иен за т и оснований для отступления не усматривают. Тем более, что продукция из Кореи и Тайваня поставляется в Японию по достаточно высоким ценам, заметно поднявшимся по сравнению с первым кварталом. Например, стоимость горячекатаных рулонов автомобильного качества составляет на местном рынке $925-990 за т с доставкой как для импортной, так и для местной продукции.
Тем не менее, недвусмысленный сигнал рынку подала компания Tokyo Steel Manufacturing, опустившая июньские котировки на весь ассортимент своей продукции на 4-5 тыс. иен ($50-62) за т. В частности, горячекатаные рулоны она теперь предлагает по базовой цене около $830 за т FOT.
В этой ситуации японские компании заинтересованы в расширении объемов экспорта, однако предлагаемая ими продукция, как правило, отличается высокой стоимостью. Nippon Steel все еще не отказалась от намерения поднять цены на горячий прокат до $850 за т FOB до конца второго квартала. По данным трейдеров, японские экспортеры предлагают коммерческие горячекатаные рулоны по $770-780 за т FOB, хотя, как отмечают наблюдатели, при заключении реальных сделок котировки могут быть понижены до $720-730 за т FOB, почти до уровня китайской продукции. Китайцы в середине мая как раз снова подняли цены на свою экспортную продукцию, отреагировав на подорожание российского проката. Нынешние котировки на горячекатаные рулоны составляют у них около $700-720 за т FOB.
Однако основная проблема восточноазиатских экспортеров заключается в том, что спрос на плоский прокат во всем регионе находится на низком уровне. По оценкам аналитиков, запасы продукции у дистрибуторов и конечных потребителей почти везде невелики, но никто не спешит с новыми закупками. Большая часть сделок заключается на поставки небольших партий продукции, приобретаемых для текущего потребления. Экспорно-ориентированная экономика государств Восточной и Юго-Восточной Азии никак не может придти в себя из-за депрессии в Европе и неопределенной ситуации в США, а программы стимулирования экономики с помощью госинвестиций были полностью свернуты еще в прошлом году вследствие исчерпания финансовых резервов. Относительно благополучной на общем фоне выглядит только Корея, однако местный рынок стали переполнен вследствие активных закупок в марте-апреле. К тому же, на корейский рынок стремятся сейчас все производители, включая индийских и российских, что, конечно, сбивает цены. По крайней мере, корейские покупатели (как, впрочем, и компании в других странах региона) ожидают во второй половине мая дальнейшего понижения котировок. Кроме того, ожидается, что ряд местных металлургических компаний сократят внутренние котировки в июне-июле.
Стоимость корейского и тайванского горячего проката варьирует в странах Юго-Восточной Азии в интервале $750-780 за т CFR, примерно на этот же уровень вышли и российские поставщики после недавнего повышения цен. Ценовое преимущество остается за китайцами, которые, очевидно, будут отстаивать его и в последующие месяцы. Аналитики считают, что металлургам все же удастся избежать в обозримом будущем нового спада, но рост вряд ли возможен до начала активизации спроса. А это, судя по всему, произойдет не ранее августа-сентября.

Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 8901