Строительная революция откладывается
Сергей Горошко

Строительная революция откладывается

Строительная реформа, которую так активно продвигали и готовили застройщики и политики, откладывается по причине законодательных недоработок. Президент вернул Закон `О регулировании градостроительной деятельности` (законопроект N7418) в парламент со своими предложениями.

Главные замечания главы государства - отсутствие механизма участия граждан в обсуждении градостроительных планов, ущемление прав местных советов и отсутствие персональной ответственности строителей за выполнение работ.


Президент поручил не затягивать и рассмотреть изменения в Закон в феврале, а значит шансы, что документ будет подписан в ближайшие недели, довольно высоки.


Застройщики также считают, что документ обязательно утвердят, вот только работать он начнет не скоро. По их словам, многие пункты `революционного` Закона отложены во времени, изменения будут вступать в силу поэтапно.



Первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова (на фото) отметила, что Президент сам давал задание в кратчайшие сроки разработать Закон, который бы сокращал разрешительные процедуры. `Ветированный Закон, безусловно, имеет положительный характер, поскольку само количество разрешительных процедур существенно сократили`, - сказала И.Акимова.


Вместе с тем, по ее словам, Президент отметил и негативные моменты документа. Среди них, в первую очередь, - отсутствие эффективного механизма участия граждан в обсуждении градостроительных планов. С точки зрения главы государства, это не соответствует конституционным нормам. Президент предложил разработать структуру общественных слушаний и порядок их работы.


Следующим замечанием Виктора Януковича стало ущемление прав местных советов при утверждении генпланов. Глава государства предлагает сохранить полномочия местных властей при принятии решений о застройке и зонировании территорий.


Еще одним важным замечанием Президента является ответственность строителей за выполнение строительных работ и соблюдение строительных норм. `Президент требует персонифицированную ответственность на уровне проектирования, экспертизы и строительства здания`, - заявила И.Акимова. Предложения о персональной ответственности, по мнению Президента, должны быть оформлены отдельным законопроектом.



Кроме уже озвученных замечаний к Закону о регулировании градостроительной деятельности, в предложениях главы государства, которые были направлены в парламент, есть целый ряд других.

`Они все касаются тех позиций, которые были внесены не Министерством, а депутатами. С привеликим удовольствием Министерство поддержит все эти предложения`, - отметил замминистра регионального развития и строительства Дмитрий Исаенко.


Он подчеркнул, что Президент не ветировал указанные Закон, а лишь внес свои предложения по его улучшению. `И все эти предложения Министерство поддерживает`, - подчеркнул замминистра регионального развития и строительства.



Но правки Президента - это лишь малая толика того, что должно было быть изменено в Законе с юридической точки зрения. Старший юрист ЮФ `Василь Кисиль и партнеры` Наталья Доценко-Белоус считает, что Закон во многом не доработан.

`К сожалению, у нас народ не приучен читать законопроекты, а потом, когда его примут, начнется куча проблем и несогласований`, - говорит юрист. В качестве примера она приводит ситуацию со статьей 42 градостроительного Закона о регистрации новых объектах в БТИ на основании декларации о готовности, которую Президент в своих замечаниях попросил исключить.


`Сегодня вновь созданные объекты не регистрируются в БТИ, они регистрируются в местных органах исполнительной власти. В Киеве, например, это главное управление жилищного обеспечения при КГГА. БТИ не осуществляет регистрацию первичного права собственности. Если бы эта норма вступила в силу, то она вошла бы в коллизию с Законом о местном самоуправлении Украины, где эти функции предоставлены органам местной власти`, - объясняет Н. Доценко-Белоус.


По ее словам, инициаторы законопроекта хотели логично завершить алгоритм разрешительной процедуры, разрешив регистрацию нового объекта в БТИ на основании декларации или сертификата готовности. Но, по действующему законодательству сертификат готовности не является основанием для регистрации объекта. Соответственно, нужны изменения в Закон о регистрации имущественных прав. И это еще одна юридическая коллизия, поясняет юрист.


Застройщиков в предложениях Президента устраивает практически все. `Мы очень довольны, что у Президента всего только несколько замечаний по поправкам в Закон Украины `О регулировании градостроительной деятельности`, и есть четкая постановка задачи их внести в ближайшие сроки и принять в Верховной Раде. Мы рады, что наши мысли с Президентом совпадают`, - заявил председатель совета директоров Украинской строительной ассоциации (УБА) Лев Парцхаладзе.


В то же время, Л.Парцхаладзе отметил: `Мы планировали, что основные моменты, по которым Президент ветировал Закон, будут прописаны в постановлениях Кабмина и таким образом урегулированы`.


По его словам, Президент прав в том, что лучше эти важные позиции прописать в самом рамочном Законе. `Более того, в нашем разработанном законопроекте до первого чтения уже были учтены некоторые замечания Президента`, - отметил глава УБА.


Однако юристы уверены: чем больше дополнительных документов (постановлений, указов и изменений к законам), тем запутанней и сложнее законодательная база. А это, соответственно, никак не поможет упростить строительное законодательство.


По словам замминистра Д.Исаенко, для исполнения этого Закона придется разработать 26 постановлений Кабмина, 17 указов и 6 государственных строительных норм.


Глава государства поручил внести правки и проголосовать Закон на ближайшей парламентской неделе. Но даже если бы Президент сразу подписал Закон, он не начал бы сразу действовать в полную силу - документ содержит множество пунктов, исполнение которых отложено во времени, рассказывает Леонид Турчин, генеральный директор АОЗТ `НПО `Созидатель`.

По его словам, минимум три месяца необходимо для того, чтобы привести в порядок законодательство, касающееся структуры этого Закона. `Какие-то пункты вводятся только с 2012 года, какие-то с 2013 года, какие-то после принятия решения о зонировании. Что-то может быть введено только после приятия генплана развития`, - объяснил он.


`Пункт о долевом участии при строительстве вводится в этом году, но при том, сколько объектов строится сейчас, это не столь важно. А вот для объектов, которые только планируют построить, это очень важно`, - отметил Л.Турчин.


По его словам, из всего перечисленного становится понятно, что в этом году Закон не заработает в полную силу. Изменения будут идти своим чередом, поэтапно.


Яна ДОВГАНЬ
http://biz.liga.net/
Идентификатор: 8513