Рекордное за последние полвека наводнение в Австралии привело к подъему цен на коксующийся уголь на мировом рынке

Австралийский штат Квинсленд превратился в последние дни в зону бедствия. Самое сильное за последние 50 лет наводнение затронуло около 20 городов, в которых проживает свыше 200 тыс. человек. Количество погибших измеряется десятками, ущерб оценивается в 5 млрд. австралийских долларов.

Однако для мировой металлургической отрасли австралийская трагедия означает также серьезные проблемы с обеспечением коксующимся углем. Пострадавший от наводнения штат Квинсленд является крупнейшим поставщиком этого сырья. В 2010 году Австралия экспортировала немногим менее 160 млн. т `твердого` коксующегося угля, что составляет около 65% от общемирового объема поставок, из них порядка двух третей приходится на Квинсленд.

По данным различных источников, наводнение затронуло свыше 75% угольных разрезов Квинсленда, под водой оказались и две важнейшие железные дороги, по которым уголь поставлялся в порты. Один из этих портов, Гладстон, еще в начале января практически прекратил отгрузку угля, в целом объем поставок сократился на 60-70%. Все ведущие производители коксующегося угля в Квинсленде объявили форс-мажор.

Более 80% австралийского экспорта коксующегося угля приходится на Восточную Азию. Наиболее зависимыми от этих поставок являются японские металлургические компании, корейская Posco, тайванская China Steel, крупные объемы закупок осуществляют также индийские и китайские производители стали. Пока что все они проявляют спокойствие: проливные дожди в Квинсленде, приведшие к наводнению, начались еще в конце ноября, так что у всех заинтересованных сторон была возможность запастись коксующимся углем. Как сообщают азиатские металлурги, имеющихся у них резервов хватит, по меньшей мере, до конца февраля.

Тем не менее, спотовые цены на коксующийся уголь предсказуемо пошли вверх. Стоимость `твердых` марок достигла $260-270 за т FOB Австралия и, по мнению большинства экспертов, вскоре достигнет отметки $300 за т. По крайней мере, так было в начале 2008 года, когда менее сильное, но такое же катастрофическое наводнение в Квинсленде вывело из строя ряд угольных разрезов и железных дорог. Тогда и годовые контракты были заключены на уровне около $300 за т FOB Австралия. В этот раз специалисты предсказывают, контрактные цены на второй квартал 2011 года подскочат до $270 за т FOB, но некоторые из них уже называют более высокие котировки – вплоть до $290-300 за т. Австралийские поставщики пылеугольного топлива также подняли цены на первый квартал 2011 года до около $180 за т FOB против $150 за т в четвертом квартале прошлого года.

Масштаб повышения цен, безусловно, будет зависеть от того, как быстро угольным компаниям удастся вернуть в строй пострадавшие объекты. В 2008 году некоторые разрезы были возвращены к нормальной деятельности только через полгода после того как вода спала. Пока что аналитики не могут сказать ничего конкретного: восстановительные работы могут занять и шесть недель, и шесть месяцев. По крайней мере, возобновление поставок по затопленным железным дорогам точно начнется не ранее чем через месяц после окончания наводнения. По состоянию на конец первой декады января, реальные потери исчисляются, примерно, в 10 млн. т, некоторые источники приводят цифры порядка 13-15 млн. т недопоставленного сырья в первом квартале. Эти объемы не слишком критичны для мирового рынка, хотя многие азиатские металлургические компании весной, когда кончится запасенный в прошлом году коксующийся уголь, могут столкнуться с серьезными проблемами.

Природная катастрофа в Австралии, естественно, благоприятствует бизнесу менее крупных экспортеров коксующегося угля из США, Индонезии, Канады, России. Увеличился и интерес инвесторов к разработке месторождений коксующегося угля в Канаде и ряде африканских стран. По данным специалистов, японские, корейские, тайванские покупатели стремятся заключать с неавстралийскими поставщиками краткосрочные (на 2-3) месяца дополнительные договора, предусматривающие временное расширение объемов поставок, но не все угольщики обладают такой возможностью. На спотовом рынке `свободного` материала нет и, судя по всему, не будет.

По оценкам Steel Market Intelligence, подорожание коксующегося угля на 20% будет означать увеличение себестоимости выплавки стали, примерно, на $30 за т. Германская компания Thyssen Krupp уже заявила, что поднимет стоимость своей стальной продукции, чтобы компенсировать этот рост затрат. Азиатские компании открыто не декларируют ничего, но тоже всеми силами взвинчивают цены на плоский прокат.

Очевидно, в этой ситуации в выигрыше окажутся интегрированные металлургические компании, обладающие собственными ресурсами коксующегося угля. В США это, прежде всего, Nucor и Steel Dynamics, в Украине – `Метинвест`. В России в наименее выгодном положении из крупных групп находится НЛМК, закупающий значительные объемы коксующегося угля в США, для остальных австралийские проблемы менее актуальны.

Виктор Тарнавский
http://www.rusmet.ru/
Идентификатор: 8398