Кровельные материалы: передел рынка

Кровельные материалы: передел рынка

В период экономического кризиса на рынке кровельных материалов не только сократился общий объем продаж, но и произошел передел сегментов рынка в процентном соотношении. Обострилась конкуренция в среднем ценовом диапазоне, усилилась борьба за качество. В то же время нашлись и такие сегменты рынка, на которые кризис, вопреки всем прогнозам, не оказал никакого влияния.

Текущая ситуация

Как показал опрос BUILD Review, по мнению большинства операторов рынка, говорить о прохождении кризисного периода еще не время. По отношению к моменту входа страны в кризисный период, темпы падения значительно сократились, но динамика продаж продолжает оставаться отрицательной, и на то есть ряд причин. Во-первых, начальный этап экономического кризиса поверг производителей в шоковое состояние, которое заставило пересмотреть процессы ведения бизнеса, сократить затраты и искать пути оптимизации. Во-вторых, за два года пребывания общества в таком состоянии, у производителей и торгующих компаний выработался иммунитет и психологическое привыкание к сокращению прибыли, и здесь не помог даже `счастливый билет` в виде строительных работ, приуроченных к Евро-2012. Ряд компаний ввиду падения спроса даже отказались от торговли дорогими материалами, так как их хранение на складах стало невыгодным, а порой и убыточным. Другие пересмотрели ассортимент товаров в сторону удешевления.

Алексей Омельченко, начальник отдела оперативного маркетинга ООО `Ависта`, комментируя рыночную ситуацию, поясняет: `Динамика продаж кровельных материалов сократилась прямо пропорционально динамике строительных работ. Если сравнивать наиболее успешный 2008 год и кризисный 2009-й, то падение объема продаж составило, по нашим наблюдениям, от 35 до 50%.

Если раньше распределение между промышленным и частным секторами продаж было примерно 60 на 40, то сейчас они не просто поменялись местами - частный преобладает, причем с большим отрывом. По сути это означает, что подавляющее большинство компаний перешло из промышленного и административного сектора в сектор частного потребителя, поскольку промышленное строительство замерло. Кое-как продвигаются проекты, связанные с Евро-2012, и объекты, которые можно отнести к сугубо коммерческой недвижимости. Если же говорить о промышленности, то здесь речь идет, в первую очередь, о реконструкции существующих объектов, поскольку практически ничего нового не строится`.

Рыночный пирог до и после

На текущий момент, по мнению большинства экспертов рынка, процент относительно дешевых и дорогих материалов по количеству продаж составляет примерно 80 на 20%. На фоне падения покупательной способности выросла конкуренция, особенно в низком и среднем ценовом сегменте. Что же касается объемов продаж элитных материалов, таких как кровельная медь, импортная черепица, натуральный сланец, то объем их продаж составляет всего 2-3% от общего объема. Если раньше среди бюджетных кровельных материалов преобладала металлочерепица (МЧ), то сейчас ей составляет серьезную конкуренцию битумная черепица (БЧ). Эти материалы практически сравнялись в цене ($7-10/кв. м). Но вид материала не всегда определяет выбор потребителя. И металлочерепица и битумная черепица, присутствующие на рынке, имеют весьма значительный разброс по качеству. Такая ситуация оказалась выгодной поставщикам товара из Китая, их процент продаж возрос почти на 50%, даже несмотря на бытующее предубеждение относительно китайского качества и на тот факт, что украинский потребитель традиционно обращает внимание на страну-производителя. При этом по мере возрастания рейтинга на самом низком месте находится Китай, затем Украина с Россией, за ними идут Польша, Турция, и уж потом Германия Франция, страны Скандинавии. Наряду с китайской, которой пока не слишком много, начала появляться корейская металлочерепица. Из сектора керамической черепицы и сланца немалый процент покупателей перешел в сегмент битумной черепицы импортного производства. Увеличилось число компромиссных вариантов сделок, когда покупатель брал не то что хотел, а то, на что хватало денег.

`На рынке произошел сдвиг спроса в сторону более дешевых материалов, в том числе российского, украинского производства, - комментирует Виталий Гордейчук, коммерческий директор ООО `Третий дом`. - Материалов из Китая и Кореи это коснулось в меньшей степени, поскольку их далеко возить, что отчасти повышает их изначально низкую стоимость, поэтому их доля на внутреннем рынке Украины ничтожно мала. К огорчению производителей и поставщиков, немалая часть потенциальных покупателей отказалась от дорогой европейской битумной черепицы в пользу российской. В докризисный период - 2007-2008 гг. - соотношение МЧ и БЧ изменилось в сторону последней. Однако в 2009 году маятник качнулся в другую сторону, и спрос на недорогую металлочерепицу снова возрос`.

СПРАВКА:
Относительно дешевые кровельные материалы тоже могут быть весьма различного качества в зависимости от производителя и качества используемого сырья. Многие производители металлочерепицы начали экономить на толщине стали, перейдя с толщины в 0,5 мм (275 г цинка на кв. м) на 0,45 и 0,4мм (220-115 г цинка на кв. м). За счет этого снижается себестоимость продукции, но при этом снижается и качество. Хороший сланец в 2-3 раза дороже керамики, но и он в зависимости от места разработки и страны-производителя может быть различного качества. Его не производят в Украине, а завозят в основном из Германии и Франции. У керамики не столь велик разрыв в цене по сравнению с битумной черепицей импортных производителей: EUR10-12/кв. м плюс стоимость основания настила, всего около EUR20, что близко к цене импортной черепицы. Керамика - материал практически вечный и, скорее, подгниет стропильная часть кровли, нежели что-то произойдет с плиткой. В то время как кровельная медь высокого качества стоит от EUR10 за 1 кг, при этом 1 метр такого покрытия весит 5-7 кг, поэтому метр такой кровли обходится в EUR50-70.

В борьбе за покупателя

Объем продаж кровельных материалов можно рассматривать в денежном и в натуральном выражении. В натуральных единицах соотношение в пользу дешевых материалов изменилось в большей степени, в денежном же выражении изменения соотношения не так заметны. У компаний во многом изменились методы ценообразования. Дорогие качественные материалы в цене приблизились к дешевым, что значительно сократило доходность и количество операторов рынка дорогих материалов. Многие поставщики и производители разбавили свой ассортимент группой материалов эконом-класса. В период экономического спада многие производители, идя на поводу у заказчиков, для снижения себестоимости и сохранения натурального объема производства, перешли на использование дешевого сырья. На некоторые объекты в лучшем случае поставляется металл второго класса, но кое-где использовался металл, не предназначенный для внешнего применения. Металлочерепица и битумная черепица стали наиболее популярны ввиду нормального соотношения цены и долговечности. При выборе материала акцент волей-неволей сместился с высокого качества на доступную цену. Таким образом, украинские кровельные материалы, по мнению экспертов, сохранили конкурентоспособность на внутреннем рынке по-прежнему за счет доступной цены, но не за счет качества.

В то же время, несмотря на массированную рекламу, не возрос спрос на ондулин. Качество этого материала не позволило ему увеличить конкурентоспособность даже в условиях кризиса. Скорее, наоборот, он подтвердил репутацию материала временного применения. Французского ондулина, который действительно отличался хорошим качеством, на рынке почти не стало, а польский и украинский, к сожалению, оказались более низкого качества.

Основная борьба происходит между битумной черепицей и металлочерепицей. Для этих материалов на крыше средней степени сложности стоимость может быть примерно одинаковой. На простой крыше стоимость металлочерепичной кровли может оказаться ниже, на более сложной - выгодней может быть битумная черепица, так как при укладке сложной конфигурации она дает меньше отходов.

Так или иначе, среди потребителей почти не осталось тех, кого интересует только качество за любые деньги - в 90% случаев потребителя интересует цена.

Как отмечает, Дмитрий Радишевский, коммерческий директор ООО `Антей-Трейд`, в период кризиса из сегмента дорогих кровельных материалов ушло около 70% тех заказчиков, которые закупали материал для кровель площадью 100-150 кв. м. На 30% просел рынок керамики. `Мы связываем это с отсутствием кредитования строительства жилой недвижимости, - поясняет специалист. - Значительный процент застройщиков вынужден был отказаться от услуг банков и рассматривать пути удешевления строительства, в том числе и за счет стоимости кровельных материалов. Но есть потребители, которые не перешли на более дешевые материалы. Они заняли выжидательную позицию, приостановив строительные работы. В частности это касается потребителей кровельной меди, которая в 3-4 раза дороже и керамической, и битумной черепицы. Любопытно, что по сравнению с 2008 годом спрос на кровельную медь практически не изменился. Она и тогда была небольшим элитным сегментом, но те, кто мог себе позволить медь в 2008 году, могут позволить себе ее и в 2010-м. Это говорит о снижении покупательной способности среднего класса, но процент очень состоятельных застройщиков не обеднел в кризис. Любопытно, что западные регионы при строительстве отдают предпочтение керамике, восточные - металлической кровле`.

Однако не все операторы рынка, нашли в кризисе только негатив. По мнению, Артура Квашенко, ООО `Роллс Групп`, период спада экономики - наиболее благоприятен для инвестиций и проведения строительства. Это связано со снижением стоимости строительных материалов и работ в валютном эквиваленте. К тому же за любым спадом производства следует его мощный рост. Инвесторы, подготовившие к этому времени новое современное предприятие, могут оказаться в наиболее выгодном положении, по сравнению с действующими производствами, т. к. последние в моменты кризиса не имеют возможности модернизации оборудования и внедрения новейших технологий. Однако подобные эксперименты хороши только при наличии свободных средств.

Сергей Антыков, менеджер направления ООО `НТН`, отмечает: `Спрос на кровельные материалы заметно сместился из более дорогих категорий в сегмент металлочерепицы и битумной черепицы. Многие, кто хотел бы использовать керамику или медь, пересмотрели свой бюджет в пользу БЧ. До 2007-2008 годов прирост продаж в секторе битумной черепицы достигал 65% в год. Однако на битумную черепицу спрос несколько сдерживается тем, что к ней в качестве комплектующей идет влагостойкая плита OSB, она дорогая сама по себе, и это сказывается на общей стоимости кровли. Но при этом БЧ имеет ряд преимуществ перед металлочерепицей. Первое преимущество - это бесшумность. Дождь, падающий на металл, производит немалый шум, с этим пытаются бороться за счет различных напылений, но не так успешно как хотелось бы. Битумная черепица не боится молний, в то время как металл может быть заряжен статически, поэтому есть необходимость в громоотводе. Кроме того, отсутствует в принципе возможность коррозии. Но нужно учитывать, что битумная черепица представлена в различных ценовых сегментах - от совсем дешевых до достаточно дорогих. У дешевой битумной черепицы могут присутствовать неприятный запах, испарения, особенно при нагреве`.

Погода на завтра

Второе полугодие 2010 года - период осторожного оптимизма. Участники кровельного рынка ощутят заметные изменения только после упрощения режима финансирования. Спад будет продолжаться, пока не заработают программы лояльного банковского кредитования. Негативным фактором является и то, что на рынке стал ощущаться дефицит специалистов-кровельщиков. Материал может быть отличного качества, но ведь завод изготовитель не может давать гарантию на качество работы шабашников. А это влияет на объемы продаж.

Инвестировать же средства в производство кровельных материалов в Украине на данный период - занятие достаточно рискованное. В годы, предшествующие кризису, немецкие компании рассматривали возможность разворачивания производства керамической черепицы в Украине, но оставили эту идею ввиду отсутствия местного природного сырья надлежащего качества (точнее качественная глина есть, но карьеры по ее разработке уже находятся в частной собственности). Таким образом, оживление рынка возможно только при запуске государственного финансирования жилищного и промышленного строительства и изменения стоимости банковских кредитов. Но чтобы выйти на уровень 2008 года, по мнению операторов рынка, потребуется еще 3-4 года.

Артур Квашенко, директор ООО `Роллс Групп`:

О качестве и эксплуатационных свойствах

`Понятие `качество` зачастую путают с понятием `эксплуатационные свойства`. Если качество низкое, то такой продукт не имеет права производства по определению и является браком. А вот, эксплуатационные свойства и характеристики напрямую связаны с ценой продукции. Здесь различают такие категории:- металл с полимерным покрытием - эконом-вариант, с разнообразной цветовой гаммой, но низким сроком службы, обусловленным качеством и техническими показателями сырья;
- алюминий с полимерным покрытием - вариант средней ценовой категории, высокий срок службы металла, однако, окрашенное покрытие со временем все-таки скажется на эстетическом виде здания. Ведь для любой краски свойственны процессы выгорания цвета и отслоения. Этого недостатка лишены только материалы с естественным защитным покрытием - оксидированием; - титан-цинк - высокий срок эксплуатации, но ограниченная естественная цветовая гамма, средняя ценовая категория;
-медь - самый надежный и престижный вариант, не имеющий ограничения по сроку службы, но имеющий более высокую стоимость, чем все перечисленные материалы.

Таким образом, если говорить о соотношении цена/эксплуатационные свойства, то золотой серединой, является титан-цинк`.

Константин ЕГОРОВ
http://www.biznes-tema.com/
Идентификатор: 8338